Der Waldgang. Уход в лес
Кретова Лола Адриановна

02.10.22 - 23.04.23

19.00 - 20.30


В этом году встречи будут посвящены:
1) Личный опыт Леса
2) Феноменология переживания и вопросы бытия (чувство жизни, путь, одиночество и уединение, смертность и смерть, радость, отношение к Другому, добросердие и пр.) в творчестве "лесистых" писателей и поэтов, в жизни людей и в психотерапии. Стриндберг, Штифтер, Яунсудрабинь, Зиедонис, Бунин, Коровин, Пришвин, Тургенев, Болотов).

Каждая встреча состоит из трех этапов: короткое общение в начале встречи, рассказ ведущего и постановка вопросов, самоисследование и обсуждение.
Расписание:
онлайн
19.00 - 20.30 (МСК)

2 октября: Адальберт Штифтер (становление)
19 октября: Зиедонис, Яунсудрабинь (и их "двойники")
27 ноября: Стриндберг (мир людей и одиночество)
28 декабря: личный опыт Леса
15 января: Пришвин (дневники)
12 февраля: Тургенев, Толстой и Бунин (ясная печаль)
19 марта: Коровин (ностальгия)
23 апреля: Болотов (Пасхальная радость)
23 апреля 2023. Андрей Болотов: Пасхальная радость
Андрей Болотов: "Жизнь и приключения Андрея Болотова"
Заключительная встреча "Ухода в Лес" будет объединена с другой нашей традиционной встречей - "Открытое время". Тексты и переживания Андрея Болотова будут преддверьем к рассказам участников встречи о своем опыте: переживании Пасхальной радости, весны, полноты бытия.


19 марта 2023. Константин Коровин: ностальгия
Константин Коровин: "Моя жизнь"
Воспоминания о детстве и деревенской жизни
Ностальгия по утраченной родине
Воспоминания о "пустяках"
Рай лесной жизни
Можно прочитать: Константин Коровин "Моя жизнь"


12 февраля 2023. Тургенев, Толстой, Бунин: ясная печаль

Иван Бунин, Иван Тургенев, Лев Толстой
Лес ясности и печали. Чувство себя.
Можно прочитать:
Иван Бунин "Жизнь Арсеньева", рассказы
Иван Тургенев "Дворянское гнездо"
Лев Толстой "Детство, отрочество, юность"

15 января 2023. Михаил Пришвин
Михаил Пришвин: дневники. Сад, Лес, Невидимый город
Будем читать фрагменты из дневниковых записей Пришвина и делиться переживанием Невидимого, но зримого.
"Лесистость" Пришвина - опыт отшельничества, семейного счастья, свободы, событийности, предстояния.

27 ноября и 18 декабря 2022. Август Стриндберг
Август Стриндберг: шведский остров под боком у столицы: мир людей и мир одиночества
Можно (не обязательно) прочитать:
"Жители острова Хемсё" (особое внимание - предисловию автора)
"Одинокий"

19 октября 2022. Имант Зиедонис, Янис Яунсудрабинь
​Имант Зиедонис, Янис Яунсудрабинь (и их "двойники")
Можно (не обязательно) прочитать:
Имант Зиедонис "Курземите"
Янис Яунсудрабинь "Белая книга"
Владимир Солоухин "Возвращение к началу", "Трава"
Константин Коровин "Моя жизнь"
Иван Бунин "В деревне", "Косцы", "Жизнь Арсеньева"
(Коровин и Бунин будут еще отдельно в феврале-марте)

2 октября 2022. Адальберт Штифтер
"Записки моего прадеда", повести и рассказы о правильности и благости лесной жизни

Основные темы:
Субъектность
Становление и альтруизм
Созидание Дома
Отчаяние молодости и своевременность мудрости Другого
Ледяной дождь
Хайдеггер и Юнгер об Адальберте Штифтере
«Уход в лес» – это про бытие собой, про жизнь подлинную и духовную. А быть может даже про современную форму монашеской жизни, такую форму, которой надлежит быть в нынешнее непростое время.

Это только на первый взгляд - про лес, деревню или загородную жизнь. Лес - он не только за городом.

Человеку бывает непросто выбрать свою бытийность, кажется, будто их много, возможностей - много. Есть такая бесспорность, убежденность в том, что пространство самоактуализации находится именно в городе. И гуманистическому психологу трудно удерживаться от городского видения мира, от своих городских представлений о жизни, в том числе о том, что мегаполис – это территория возможностей, пространство самоактуализации. Вопросы тревоги, неудовлетворенности жизнью, подавленности, собственной неуместности незримо и невольно размещаются в смысловом поле мегаполиса. "Лесистые" писатели и мыслители откликаются на эти вопросы из другого пространства - из Леса.

На консультациях загородная жизнь часто присутствует как мечта, как мечта-ресурс. Недаром психотерапевты-горожане столь охотно эксплуатируют образы природы как суггестивные, релаксационные, ослабляющие те узлы, в которые затянут клиент-горожанин, дающие вздохнуть хотя бы на время, и иногда такой передышки бывает достаточно, чтобы клиент увидел, ощутил нечто важное, а быть может даже справился со своей критической ситуацией.

Это мечта - чаяние смысла. Территория, земля связаны со смыслом. Стремление к свободе, свобода труда – это нечто принципиально важное, связанное с жизненным смыслом. В общем, очень многое вертится вокруг этой работы-труда-свободы. Не удивительно, что в книге Йохана Хари про депрессию «Утраченные связи» на первом месте стоит оторванность от ощущения осмысленности в работе. И еще там есть оторванность от значимого общения и значимых ценностей.

Мечты об уходе в Лес. Быть может потому, что где-то там в Лесу их онтологическая родина.

Стоимость:
  • бесплатно


ifp.chelovekimir@gmail.com

+7 (926) 035-32-80
+7 (915) 166-90-11
Подать заявку на обучение по программе:
Услуги оказываются на основании договора Оферты.
При оплате участник курса получает электронный чек.
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий курса:
Кретова Лола Адриановна – психолог, психотерапевт. Исследователь в Институте психологии РАН. Закончила факультет психологического консультирования МГППУ, также имеет юридическое (МГЮА) и богословское (Franciscan University of Steubenville, Austrian Camp) образование. Директор ИФП «Человек и мир», член Совета и исполнительный директор Профессиональной ассоциации психологов «Понимающая психотерапия». Работала в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии (Москва), занималась обучением руководителей (Raytheon Professional Services). Автор книг и научных публикаций. Опыт частной психологической практики – 17 лет. Основное направление консультативной и психотерапевтической практики: группы самоисследования и индивидуальное психологическое консультирование.
А. В. Михайловский
Послесловие к эссе Эрнста Юнгера Уход в лес"
Эрнст Юнгер "Уход в лес", Ad Marginem, 2021 (отрывки)

Юнгер говорит о Waldgang’е и о Waldgänger’е не в контексте какой-то притчи, а со ссылкой на скандинавскую этимологию:
…это понятие уже имеет свою предысторию — старинное исландское слово. Мы понимаем его в расширительном смысле. Уход в Лес следовал за объявлением вне закона; этим поступком мужчина выражал волю к отстаиванию своей позиции собственными силами. Это считалось достойным тогда, и таковым остаётся и сегодня, вопреки всем расхожим мнениям.

Однако ничто не мешает рассматривать Ушедшего в Лес как мифическую фигуру — если, конечно, исходить из того, что миф не доисторичен, а внеисторичен. В любом случае Юнгер отмечает важнейший для понимания момент: этот термин обозначает некий стереотип или некую модель поведения, которая по рангу отличается от других поведенческих типов. Действия Ушедшего в Лес связаны с тем топосом, через который он собственно характеризуется, с топосом Леса. Уход в Лес — отнюдь не идиллия скрывается за этим названием. Напротив, читатель должен быть готов к рискованной прогулке не только по проторённым тропам, но и, быть может, уводящей за пределы исследованного.

Какой же телесно-феноменологический опыт соответствует топосу Леса или, точнее сказать, германоскандинавского леса? Лес неотделим от гор средней высоты — он растет вверх во всех смыслах. Лес просматривается на сто-двести шагов — без сильного бурелома и валежника. Неспешным шагом путник идет вверх по дороге, с каждым витком идти становится всё труднее. Он останавливается передохнуть и оглядывается: в просвете открываются луга и стройные ряды елей на соседних вершинах. Лес объемлет собой все горы, расступаясь лишь далеко внизу на равнине. Дальше дорога делает поворот. Огибая вершину, путник через какое-то время видит место, которое он недавно миновал. Склон уходит вниз, и после каждого нового поворота можно видеть пройденный и лежащий внизу под ногами участок пути. И вдруг дорога внезапно обрывается прямо посреди леса. Здесь из поросшей мхами земли бьют ключи, которые образуют горные речушки и напитывает влагой плодородные почвы. Так выглядит лесная тропа (Holzweg) прокладываемая лесниками для своих нужд. Дальше — никаких следов человека, ни проторённой дороги, ни опознавательных знаков-засечек.

Holzweg — слово, связанное в новейшей немецкой философии и литературе с именем Мартина Хайдеггера. «Holzwege» (так называлась и первая послевоенная книга Хайдеггера, вышедшая в 1950 году) — это лесные тропы, «поросшие травой и внезапно обрывающиеся в нехоженом». «Нехоженое» — это область нетронутого, непродуманного, однако не в смысле «ещё не». Оно ускользает от человека, привыкшего к размеренному пространству и времени. Хайдеггер любил приглашать своих гостей, приезжавших к нему в хижину в Тодтнауберге, на прогулку по лесу до местечка Штюбенвазен. Ответвляющиеся от основной дороги лесные тропы, известные дровосекам и лесникам, были ведомы и философу.

Надеяться на успех в таком опасном предприятии как Уход в Лес можно лишь в том случае, если удастся опереться на «три великие силы — силы искусства, философии и теологии». Лес как воображаемый мифический топос обнаруживается везде — в лесах и пустынях, в больших городах, в снах и сновидениях; он является местом Великого перехода и знамением вечной жизни в образе «животворящего древа» Креста Господня. Современные консервативные интеллектуалы (например, дрезденский философ Ульрих Фрёшле) справедливо считают Уход в Лес вовсе не красиво обставленной резиньяцией, а именно серьёзным обоснованием некой элитарной модели существования. Её можно называть по-разному: «малое стадо», «сообщество одиночек», «духовный орден». Его члены узнают друг друга по тайному знаку «Y».

В небольшом эссе «О боли» (1934) Юнгер поставил диагноз технической эпохе как эпохе совершенного нигилизма. Почему после прославления «стальных гроз» и «тотальной мобилизации», автор решил написать о боли? Вероятно потому, что он сумел разглядеть в ней «один из тех ключей, которыми размыкают не только самое сокровенное, но и сам мир». Когда меняется основное настроение эпохи, меняется и отношение человека к боли. Эпоха «масс и машин» грозит планете масштабной дегуманизацией, опредмечиванием всего и вся, притязаниями государств на тотальное господство. А это в свою очередь означает, что атаки боли нацелены на индивидуальность, на уникальную позицию мыслящего одиночки, единичного человека. Противостоять этим атакам человек может лишь в той мере, в какой он «способен изъять себя из самого себя», порвать с естественностью, отделить духовное от плотского. При всей своей приверженности дендизму Барбе д’Оревильи и Гюисманса с его подлинно консервативными установками Юнгер прекрасно понимает, что тот — в искусстве ли, политике или религии — «выдает вексель на уже несуществующие активы». Утверждать в мысли и поступках собственное достоинство, поддерживать пыл сердца, сохранять суверенность и непринужденность — всё, что для Юнгера выражалось французским словом désinvolture — внутри романтических пейзажей уже невозможно. И хотя Юнгер называет это новое место свободы Лесом, он допускает, что Лес может находиться повсюду — как в пустоши, так и в городах, как в подполье, так и в государственных конторах, как в родном отечестве, так и в любой другой стране, где люди заняты сопротивлением. Ушедший в Лес, одиночка обретает в Лесу неподверженную разрушительной работе времени субстанцию, которая становится для него источником свободы, необходимой для того, чтобы сказать «нет».

«Уход в Лес, — учит Юнгер, — это не либеральный и не романтический акт, но пространство действия маленьких элит, тех, кто кроме требований времени сознает нечто большее». Ушедший в Лес способен противостоять тиранической власти с оружием в руках, защищая свою жизнь и жизнь своих ближних. Но это не главное. Главное — он способен преодолевать боль и страх смерти, вплотную соприкасаясь с ней. Последовавший этим путем открывает изобилие «вневременного бытия», место тишины и покоя. Встречаясь со смертью, единичный человек освобождается от случайно-исторической индивидуальности и встречается с «человеком вообще», разрывает каузальные связи титанического мира и заглядывает в «вневременное». Помочь человеку вернуться к себе может не философ, богослов или священник, а только поэт. В этом смысле Эрнст Юнгер все же остается верен большой романтической традиции, идущей от Гёльдерлина к Ницше, Георге и Хайдеггеру, традиции, выросшей из таинственной связи немца с Элладой и христианским платонизмом. Она создает грандиозное повествование об отношении Бога, мира и человека в его истории и отводит искусству и, прежде всего, поэзии спасительную роль в борьбе против «титанов», под какой бы маской они ни являлись.