Психотехника понимающей психотерапии
и поэтика высказывания
в терапевтическом диалоге

Кирсанова Вероника Геннадьевна

Даты

13 апреля 2024 - 1 июня 2024

10.00 - 13.15 (МСК)

Объем программы

28 часов

Формат проведения

Онлайн (очно-заочная форма обучения)

Выдается

Удостоверение о повышении квалификации


Краткое содержание программы:


1 занятие

  • Практическая проблема речи, диалога, высказывания в психотерапии. Основания понимающей психотерапии - культурно-исторический и экзистенциально - гуманистический подходы. Переживание как внутренняя деятельность клиента, направленная на преодоление критических жизненных ситуаций.
  • «Словоцентричность» психологии переживания и понимающей психотерапии. Дихотомии диалога: алгоритм - импровизация, предсказуемость – спонтанность, техника – искусство. Психотехника в понимающей психотерапии.

2 занятие

  • Виды жизненных миров в психологии сознания и переживания. Инфантильный, реалистический, ценностный, творческий жизненные миры. Жизненный мир в терапевтическом диалоге (языки жизненных миров). Жизненный мир и регистр сознания.
  • Стратиграфия сознания, уровни и регистры сознания в терапевтическом диалоге. Диалог в контексте понятий «клиент», «консультант», «проблема».

3 занятие

  • Речь терапевта: ясность, точность, красота. Функции высказывания в терапевтическом диалоге (индикативная, номинативная, сигнификативная, экспрессивная). Базовые психотехнические единицы ППТ (характеристика, структура).
  • Эмпатия, кларификация, майевтика (цель, структура, специфика).

4 занятие

  • Эмпатические реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения эмпатических реплик.
  • Кларификационные реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения кларификационных реплик.

5 занятие

  • Майевтические реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения майевтических реплик.
  • Комбинированные реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения комбинированных реплик.

6 занятие

  • Метафора в терапевтическом диалоге. Метафора как образ-смысл (Л.С. Выготский). Метафора как форма выражения архетипического (Г.К. Юнг). Метафора как вид синестезии (Л. Марк и М. Борнстайн).
  • Поэтика терапевтического высказывания. Богатство и выразительность речи терапевта.

Занятия включают теоретический материал и практические упражнения.



«Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка альта или лютни, не только краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и четкие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, — у них есть и мысль, и страсть, и одухотворенность.

Все это есть у одних слов».

О. Уайльд



ВИДЕОЗАПИСЬ БЕСЕДЫ

С ВЕРОНИКОЙ КИРСАНОВОЙ



ЧТО ТАКОЕ ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?





СТОИМОСТЬ И РАСПИСАНИЕ


  • 14000 рублей программа ДПО (удостоверение о повышении квалификации) предоплата 7000 до 01.04.24 (доплата 7000 до 22.04.24) позднее - полная оплата
  • 10500 рублей (24 часа, не ДПО) при оплате до 22.03.24
  • 12000 рублей (24 часа, не ДПО): при оплате с 22.03.24


онлайн (субботы):
10.00 - 13.15 (MSK)

13 апреля (онлайн)
20 апреля (онлайн)
27 апреля (онлайн)
18 мая (онлайн)
25 мая (онлайн)
1 июня (онлайн)

подать заявку на обучение
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Автор и ведущий:

Кирсанова Вероника Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, автор программ повышения квалификации и модулей программ профессиональной переподготовки для психологов и педагогов, федеральный эксперт программ дополнительного профессионального образования, заместитель директора в ИФП "Человек и мир". Сфера интересов: кризисное консультирование, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, проблема саморазрушающего поведения, психологическое сопровождение образовательного процесса. Автор более 50 печатных работ (научные статьи, учебно-методические пособия) по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях, вопросам развития службы практической психологии в системе образования, проблемам организации обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования.
ОТЗЫВЫ
Вероника Кирсанова о курсе:

Можно ли представить себе общение, обучение, игру или иную сферу человеческой деятельности без диалога? Похоже, это невозможно. Вглядываясь в человеческую жизнь, в различные ее стороны и периоды, мы видим диалог детей и родителей, друзей, партнеров и супругов, учителей и учеников. Мы вступаем в диалог с миром и с самими собой с рождения, мы его ищем, ему учимся, его создаем.

Что же такое диалог? Существуют различные определения: это средство согласования совместных действий, решения проблем и предотвращения конфликтов, это форма дидактической и литературной мысли, это инструмент познания реальности. Если рассматривать диалог через оптику гуманистически ориентированной психотерапии, то его можно определить как особое состояние человеческого существования, в котором преодолеваются наши отчужденность и одиночество благодаря встрече субъективных миров, различный сознаний, ведь «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться» (М.М. Бахтин).

Психотерапевтический диалог в рамках понимающей психотерапии совершается ради переживания как внутренней деятельности клиента, направленной на преодоление критических жизненных ситуаций (Ф.Е. Василюк). Если клиент совершает работу переживания, то что делает терапевт? Он сопереживает внутренней работе клиента, т.е. вступает в диалог с ним и его переживанием для того, чтобы преодоление кризиса стало возможным. Сопереживание, выраженное словесно, близко к искусству поэзии, где нет случайных слов. «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» - писал С.Т. Кольридж. Это определение можно отнести и к диалогу-сопереживанию психотерапевта.

Найти эти «лучшие слова» - значит выбрать словесные формы и образы по своему содержанию и выразительности соответствующие переживанию клиента и развивающие его, помогающие по-новому осмыслить свое состояние, увидеть возможности его преодоления или преобразования.

Курс познакомит участников с системообразующими категориями психологии переживания и понимающей психотерапии: критическая ситуация, жизненный мир, переживание, стратиграфия сознания, поможет понять принципы построения и логику развития психотерапевтического диалога в понимающей психотерапии.

Практические занятия помогут обогатить терапевтический словарь - шире использовать в диалоге различные речевые жанры и языковые регистры, увеличить выразительность речи, передавать тонкие оттенки мысли и чувства с помощью метафоры, освоить методы диалогического сопереживания, применяемые в понимающий психотерапии – эмпатические, кларификационные, майевтические реплики.