Лола Кретова о программе:
Программа "Психотерапия бытия"включает несколько курсов, взаимосвязанных по содержанию и близких в своих философских, духовных основах, представлениях о жизни человека, о его чаяниях и свободе, об устройстве бытия, о психотерапии, заботе и понимании.
Программа предполагает исследование таких философо-психологических категорий как уровни контекста человеческой реальности (и здесь, помимо бытийного, экзистенциального уровня, мы также обратимся к некоторым положениям субъектно-средового подхода), жизненный мир (разнообразие представлений о жизненном мире), данности бытия, переживание, смысл. Психотерапию, в основе которой лежит психология бытия, можно рассматривать в том числе и как одно из онтологических направлений экзистенциальной психотерапии; она направлена в большей степени не на личностные изменения или самореализацию, а на понимание и осмысление себя в мире, своей жизни, своей связанности с данностями бытия.
В определенном отношении все программы, курсы и семинары ИФП "Человек и мир" – философо-ориентированные. Философия – это помогающая практика, основа для размышлений, видения, понимания мира и себя, другого человека, которая интригует, побуждает обратиться к главному. Для психологии бытия мирочувствование романтизма и философия Хайдеггера играет ключевую роль: ландшафт, природа - таково местопребывание бытия, "лес - то место, откуда черпает свою философию Хайдеггер". Тот же источник заметен и в размышлениях других "лесистых" мыслителей - поэтов, писателей, старцев-отшельников, философов, ученых и просто "ушедших в Лес".
Считается, что психология бытия и психология переживания нашли свое развитие именно в отечественной психологии (благодаря их связанности с русской философией XX века и традиционным интересом к немецкой философии), хотя понимание различий "бытийности" и "экзистенциальности" может получать различные интерпретации. Одним из ракурсов нашего рассмотрения психологии бытия и инструментализации ее идей для психологической практики является значимость окружающего мира, "вписанного" в жизненный мир человека, прежде всего природного и родного мира – мира, из которого "соткана" аутентичность и суверенность человека. В этом мире несколько меньше урбанистического экзистенциального холода, и несколько больше утешительной силы природы и человеческого добросердия.
Психотерапия бытия в своей направленности близка экзистенциальному консультированию, а в плане развития консультативных техник - понимающей психотерапии. Слушатели познакомятся с подходом к психологической практике, основанном на работе с критическими ситуациями человека, с его переживанием. Переживание как центральный целительный процесс подразумевается, пусть и не прямо, большинством психотерапевтических школ. Экзистенциальные и гуманистические школы, выстраивая свои теории и размышляя о переживании, редко выстраивают методологию работы с переживанием. Метод понимающей психотерапии, разработанный Ф. Е. Василюком, близок феноменологической человекоцентрированной психотерапии Роджерса. В отличие от онтологической психотерапии бытия, он персоналистичен. Метод являет собой наиболее продуманную и глубокую методологию (психотехнику) работы консультанта в русле экзистенциальной, гуманистической, феноменологической психотерапии и консультирования. Он обращен к самым разным жизненным ситуациям, внимателен к тому, что и как себя "кажет", к схватыванию и выражению смысла, к смысловой устремленности.
Содержание программы не подразумевает подробного знакомства с известными экзистенциальными направлениями в психологии и психотерапии и подробного изучения основных и дополнительных методов понимающей психотерапии. Эти теоретические знания и практические навыки представлены в той мере, в какой они соответствуют направленности нашей программы. Мы выбрали то, что нам представляется менее известным, но не менее актуальным для понимания человеческих проблем, для консультативной помощи и психотерапии. Отдельное внимание мы уделили "бытию терапевтом" - человеческой и профессиональной позиции в консультировании и диалоге, в своем собственном соотнесении с бытием.
И ещё одно пространство нашей программы – это литература, природа, искусство – пространства феноменологии и онтологии человеческой жизни. На наш взгляд, психотерапевту важно не терять из виду их целительную силу, их глубину и мудрость.