модуль образовательной программы "психотерапия бытия"

Искусство терапевтического диалога.
Психотехника понимающей психотерапии
и поэтика высказывания

Кирсанова Вероника Геннадьевна

Основные темы модуля:


  • Основания понимающей психотерапии - культурно-исторический и экзистенциально - гуманистический подходы. Системообразующие категории психологии переживания и понимающей психотерапии. Переживание как внутренняя деятельность клиента, направленная на преодоление критических жизненных ситуаций.
  • Слово и переживание. «Словоцентричность» психологии переживания и понимающей психотерапии. Психотерапевтический диалог в рамках понимающей психотерапии. Дихотомии диалога: алгоритм - импровизация, предсказуемость – спонтанность, техника – искусство. Психотехника в понимающей психотерапии.
  • Виды жизненных миров в психологии сознания и переживания. Инфантильный, реалистический, ценностный, творческий жизненные миры. Жизненный мир в терапевтическом диалоге (языки жизненных миров).
  • Жизненный мир и регистр сознания. Стратиграфия сознания, уровни и регистры сознания в терапевтическом диалоге. Диалог в контексте понятий «клиент», «консультант», «проблема».
  • Речь терапевта: ясность, точность, красота. Функции высказывания в терапевтическом диалоге (индикативная, номинативная, сигнификативная, экспрессивная). Базовые психотехнические единицы ППТ (характеристика, структура). Эмпатия, кларификация, майевтика (цель, структура, специфика).
  • Эмпатические реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения эмпатических реплик.
  • Кларификационные реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения кларификационных реплик.
  • Майевтические реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения майевтических реплик.
  • Комбинированные реплики в терапевтическом диалоге (строение, вариации). Практика построения комбинированных реплик. «Flores eloquentiae» - метафора в терапевтическом диалоге. Метафора как образ-смысл (Л.С. Выготский). Метафора как форма выражения архетипического (Г.К. Юнг). Метафора как вид синестезии (Л. Марк и М. Борнстайн).
  • «Искусство терапевтического диалога» – интервизионная сессия.
  • Поэтика терапевтического высказывания. Практическая проблема речи, диалога, высказывания в психотерапии. Богатство и выразительность речи терапевта. Возможности совершенствования личного стиля ведения диалога. Богатство речевых жанров и языковых регистров. «Илиада» VS «Война лягушек и мышей». Литературные жанры в терапевтическом диалоге: эпопея, эпиллий, биография, роман, гимн, ода, элегия, сатира, комедия, драма, трагедия.
  • «Полифония терапевтического диалога» - интервизионная сессия.


«Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом. У слова есть не только музыка, нежная, как музыка альта или лютни, не только краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венецианцев и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и четкие, чем те, что открываются нам в мраморе или бронзе, — у них есть и мысль, и страсть, и одухотворенность.

Все это есть у одних слов».

О. Уайльд



ВИДЕОЗАПИСЬ БЕСЕДЫ

С ВЕРОНИКОЙ КИРСАНОВОЙ



ЧТО ТАКОЕ ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?




Автор и ведущий:

Кирсанова Вероника Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, автор программ повышения квалификации и модулей программ профессиональной переподготовки для психологов и педагогов, федеральный эксперт программ дополнительного профессионального образования, заместитель директора в ИФП "Человек и мир". Сфера интересов: кризисное консультирование, экзистенциально-гуманистическая психотерапия, проблема саморазрушающего поведения, психологическое сопровождение образовательного процесса. Автор более 50 печатных работ (научные статьи, учебно-методические пособия) по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях, вопросам развития службы практической психологии в системе образования, проблемам организации обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования.
ОТЗЫВЫ
Вероника Кирсанова о курсе:

Можно ли представить себе общение, обучение, игру или иную сферу человеческой деятельности без диалога? Похоже, это невозможно. Вглядываясь в человеческую жизнь, в различные ее стороны и периоды, мы видим диалог детей и родителей, друзей, партнеров и супругов, учителей и учеников. Мы вступаем в диалог с миром и с самими собой с рождения, мы его ищем, ему учимся, его создаем.

Что же такое диалог? Существуют различные определения: это средство согласования совместных действий, решения проблем и предотвращения конфликтов, это форма дидактической и литературной мысли, это инструмент познания реальности. Если рассматривать диалог через оптику гуманистически ориентированной психотерапии, то его можно определить как особое состояние человеческого существования, в котором преодолеваются наши отчужденность и одиночество благодаря встрече субъективных миров, различный сознаний, ведь «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться» (М.М. Бахтин).

Психотерапевтический диалог в рамках понимающей психотерапии совершается ради переживания как внутренней деятельности клиента, направленной на преодоление критических жизненных ситуаций (Ф.Е. Василюк). Если клиент совершает работу переживания, то что делает терапевт? Он сопереживает внутренней работе клиента, т.е. вступает в диалог с ним и его переживанием для того, чтобы преодоление кризиса стало возможным. Сопереживание, выраженное словесно, близко к искусству поэзии, где нет случайных слов. «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» - писал С.Т. Кольридж. Это определение можно отнести и к диалогу-сопереживанию психотерапевта.

Найти эти «лучшие слова» - значит выбрать словесные формы и образы по своему содержанию и выразительности соответствующие переживанию клиента и развивающие его, помогающие по-новому осмыслить свое состояние, увидеть возможности его преодоления или преобразования.

Курс «Искусство терапевтического диалога. Психотехника понимающей психотерапии и поэтика высказывания» познакомит участников с системообразующими категориями психологии переживания и понимающей психотерапии: критическая ситуация, жизненный мир, переживание, стратиграфия сознания, поможет понять принципы построения и логику развития психотерапевтического диалога в понимающей психотерапии.

Практическая часть курса поможет участникам исследовать собственный стиль ведения диалога, открыть его сильные стороны и возможности совершенствования, например, в области словесной дисциплины, равновесия содержания и формы, чувства и образа. Практические занятия помогут обогатить терапевтический словарь - шире использовать в диалоге различные речевые жанры и языковые регистры, увеличить выразительность речи, передавать тонкие оттенки мысли и чувства с помощью метафоры, освоить методы диалогического сопереживания, применяемые в понимающий психотерапии – эмпатические, кларификационные, майевтические реплики.