Вероника Кирсанова о курсе:
Можно ли представить себе общение, обучение, игру или иную сферу человеческой деятельности без диалога? Похоже, это невозможно. Вглядываясь в человеческую жизнь, в различные ее стороны и периоды, мы видим диалог детей и родителей, друзей, партнеров и супругов, учителей и учеников. Мы вступаем в диалог с миром и с самими собой с рождения, мы его ищем, ему учимся, его создаем.
Что же такое диалог? Существуют различные определения: это средство согласования совместных действий, решения проблем и предотвращения конфликтов, это форма дидактической и литературной мысли, это инструмент познания реальности. Если рассматривать диалог через оптику гуманистически ориентированной психотерапии, то его можно определить как особое состояние человеческого существования, в котором преодолеваются наши отчужденность и одиночество благодаря встрече субъективных миров, различный сознаний, ведь «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи, - с ними можно только диалогически общаться» (М.М. Бахтин).
Психотерапевтический диалог в рамках понимающей психотерапии совершается ради переживания как внутренней деятельности клиента, направленной на преодоление критических жизненных ситуаций (Ф.Е. Василюк). Если клиент совершает работу переживания, то что делает терапевт? Он сопереживает внутренней работе клиента, т.е. вступает в диалог с ним и его переживанием для того, чтобы преодоление кризиса стало возможным. Сопереживание, выраженное словесно, близко к искусству поэзии, где нет случайных слов. «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке» - писал С.Т. Кольридж. Это определение можно отнести и к диалогу-сопереживанию психотерапевта.
Найти эти «лучшие слова» - значит выбрать словесные формы и образы по своему содержанию и выразительности соответствующие переживанию клиента и развивающие его, помогающие по-новому осмыслить свое состояние, увидеть возможности его преодоления или преобразования.
Курс «Искусство терапевтического диалога. Психотехника понимающей психотерапии и поэтика высказывания» познакомит участников с системообразующими категориями психологии переживания и понимающей психотерапии: критическая ситуация, жизненный мир, переживание, стратиграфия сознания, поможет понять принципы построения и логику развития психотерапевтического диалога в понимающей психотерапии.
Практическая часть курса поможет участникам исследовать собственный стиль ведения диалога, открыть его сильные стороны и возможности совершенствования, например, в области словесной дисциплины, равновесия содержания и формы, чувства и образа. Практические занятия помогут обогатить терапевтический словарь - шире использовать в диалоге различные речевые жанры и языковые регистры, увеличить выразительность речи, передавать тонкие оттенки мысли и чувства с помощью метафоры, освоить методы диалогического сопереживания, применяемые в понимающий психотерапии – эмпатические, кларификационные, майевтические реплики.