Античная философия в поисках psyche:
Гомер - Гераклит - Афинская школа
(Сократ-Платон)

Макарова Ирина Владимировна

Даты

3 - 17 марта 2026

Объем программы

12 часов

(16 часов)

Формат проведения

Онлайн

Выдается

Сертификат ИФП Человек и мир

(Удостоверение ДПО)


Программа:

Программа занятий предлагает пройти путь от архаического, телесно-ориентированного понимания человека к зарождению в античной философии концепции личности, основанной на душе, морали и рефлексии.

Это курс о том, как:
  • понимали человеческую природу, «самость» и душу в греческой культуре до появления философии на примере гомеровского эпоса;ъ
  • под влиянием орфико-пифагорейских идей трансформируется представление о человеке (формирование концепта души как носителя личности, моральной ответственности и объекта «спасения»);
  • философы-досократики рационализировали мифологические представления о душе, пытаясь найти ее разумное основание (архэ) в структуре космоса;
  • душа окончательно становится центром философского поиска, субъектом этической ответственности и предметом «заботы о себе»;
  • аристотелевское понимание души как энтелехии живого тела, как стал возможен его разворот от Платона;
  • у стоиков и эпикурейцев философия из интеллектуального досуга становится деятельной практикой «заботы о себе», направленной на достижение счастья (эвдемонии) и душевного здоровья.
Курс помогает понять место человека/индивидуальной души в отологической системе Плотина; увидеть в учении Плотина мост между античным и христианским представлением о душе.

Занятие 1: Дофилософские представления о человеке: Гомеровский эпос и архаическое мировоззрение
  • Человек как тело (soma). Телесная идентичность как основа «Я». Душа (psyche) как «неизвестное X». Отражение связи души с дыханием, теплом и кровью в языке.
  • Источники жизни и сознания: thymos, nous, menos. Локализация этих начал.
  • Смерть и посмертное существование. Что происходит с человеком в момент смерти? Характер бессмертия psyche в Аиде. Роль погребального обряда для посмертной судьбы psyche.

Занятие 2: Формирование понятия личности: от религиозных культов к философской рефлексии.
  • Эволюция идеи бессмертия: от коллективного «посюстороннего» бессмертия (Элевсинские мистерии) к идее личного бессмертия и спасения (орфический культ). Рождение дуализма «душа - тело». Идея метемпсихоза (переселения душ).
  • От мифа к логосу. «Самотождественное, вечное, неизменное» как цель философкого поиска. Рационализация представления о душе у первых философов.
  • Отождествление души с материальной стихией (ионийская философия).
  • Ионийские «физиологи»: душа как космическое начало.
  • Пифагор и Ксенофан. Дуализм Пифагора. Критика индивидуального бессмертия у Ксенофана.
  • Гераклит: душа есть огонь Логоса. Приобщение к Логосу - «ужас, восторг и никакого понимания»?
  • «Характер» как объективация личности. Как греческие пришли к понятию «характера»? Что общего между философским понятием «характер», театральной маской (prosopon) и литературными типажами?

Занятие 3: Антропологический поворот: забота о душе. Платон: архитектор души.
  • Как Эмпедокл сочетает натурфилософию с религиозной идеей спасения души-даймона? Сократ как «повивальная бабка души». Смысл сократовской майевтики и «ученого незнания». Почему Сократ называет себя «имуществом Аполлона»?
  • Антропологический поворот Сократа: «познай самого себя». Душа как «самое само человека» - рациональный принцип и субъект моральной ответственности.
  • Учение о душе как краеугольный камень платоновской философии. Логическое обосновывает тезиса «человек — это душа» («Алкивиад 1», «Федон», «Апология Сократа»).
  • «Границ души не сыскать». Почему самопознание — это трудно? Почему для этого нужен Другой? Связь самопознания себя, уподобления божеству и достижения эвдемонии.
  • Различение «своего» (души) и «временно принадлежащего» (тела как имущества).
  • Доказательства бессмертия души («Федон», «Федр», «Государство»).


Программа подразумевает обращение к античным корням значимых для психотерапии бытия тем: бытие собой, душа и дух, забота о себе, переживание, ностальгия как возвращение к себе.


Занятия включают лекции с последующим обсуждением, а также обсуждение текстов.




СТОИМОСТЬ И РАСПИСАНИЕ


  • 6700 рублей (12 часов, сертификат ИФП "Человек и мир")
  • 7800 рублей (16 ч., удостоверение о повышении квалификации)

онлайн (вторники):
18.30 - 21.30 (MSK)

3 марта (онлайн)
10 марта (онлайн)
17 марта (онлайн)

Для получения удостоверения о повышении квалификации необходимо выполнение промежуточного и итогового задания

подать заявку на участие
Услуги оказываются на основании договора Оферты.
При оплате участник курса получает электронный чек.
Отправляя заявки на курсы или письма, вы даете Согласие на обработку персональных данных.
Ведущий:

Макарова Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент Школы философии и культурологии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (и многократно - "лучший преподаватель года"), специалист в области античной и средневековой философии, автор публикаций по философии античных и средневековых авторов и их соотнесения (Аристотель - Брентано и др.), проблеме Я в философии, самопознанию и заботе о себе, субъективности и идентичности и др.