Даты
февраль 2025
Объем программы
50 часов
Формат проведения
Онлайн (очно-заочная форма обучения)
Выдается
Удостоверение о повышении квалификации
теория, анализы случаев, обсуждения
практика качественного анализа
сертификационный курс АППТ
(международный уровень)
Курс входит в сертификационную программу Ассоциации понимающей психотерапии. Слушателям, не участвующим в программе ДПО, выдается сертификат ИФП "Человек и мир".
Н. П. Бусыгина о качественных методах:
"Переживание и качественные методы"
"Феноменологическая и дискурсивная перспективы"
"Феномен бессмысленности и бессмыслицы в контексте дискурс-анализа"
В одной из своих работ Ф.Е. Василюк писал о разрыве, «схизисе» между академической психологией и психологической практикой: академическая наука разрабатывает теории и проводит исследования, которые мало чем помогают психологу-практику в его работе, а материал его практической, и прежде всего консультативной работы, в свою очередь, мало встраивается в академическую науку. Отличаются сами типы знания и мышления, характерные для «академиков» и практиков. Если же наука «встречается» с практикой, то, скорее, для того чтобы дать независимую оценку ее эффективности, так что отношения науки к практике носят предписывающий характер, как это происходит в случае доказательной психотерапии.
Область качественных исследований для психолога-практика может быть интересна, прежде всего, тем, что она дает возможность преодолевать указанный «схизис», создает условия для подлинной встречи академической науки и консультативной практики. Разработки в области качественных исследований – методические приемы и методы, способы сбора и анализа данных – хорошо вписываются в то, что делает психолог-консультант и могут быть очень полезны ему в решении его практических задач. Точно так же материал практической работы психолога-консультанта может стать основой его же научной работы, выполненной на основе качественных методов, причем такая работа может при этом не только вносить свой вклад в академическое знание, но и содействовать развитию самой консультативной практики.
Курс представляет собой введение в современную методологию качественных исследований. Мы остановимся на этапах сбора и анализа качественных данных и подробно рассмотрим, как методы, позиции, аналитические техники исследователей-качественников можно использовать в контексте консультативной работы или для исследования ее процесса и результатов. Сегодня качественные исследования – очень разнообразная и бурно развивающаяся область, и мы уделим внимание именно тем подходам и направлениям в них, которые могут быть наиболее интересны консультирующему психологу. Поскольку качественные исследования определяются не только типом используемых методов (сбора качественных, нечисловых данных и их качественного же анализа), но и позицией исследователя, мы постараемся разобраться, в чем состоит специфика этой позиции. Для этого мы будем обращаться к «философии метода», то есть тем теоретическим и философским основаниям, на которые опирается тот или иной аналитический метод, и будем отслеживать, как теоретические и философские идеи воплощаются в технике метода. Говорить о методах мы будем на конкретных примерах исследований в консультировании и психотерапии. В процессе курса слушателям также будут предлагаться материалы для самостоятельного анализа с последующим обсуждением его результатов на занятиях.